В чём особенность работы свадебного фотографа?

В глазах общества бывают очевидные и однозначные профессии, но есть и спорные, непонятные и вовсе уж загадочные и подозрительные. Допустим, космонавт, дворник, банкир, рок-звезда, продавец в продуктовом магазине, футболист крупного клуба — профессии однозначные: общественный статус, уровень дохода и круг общения этих людей всем понятен. Легко можно предугадать, что для них важно в жизни, чем они измеряют успех, к чему стремятся. Услуги, которые оказывают представители этих профессий, ранжированы и разложены по ценовым категориям уже очень давно. Есть официант в привокзальном кафе — с понятной зарплатой и понятным уровнем сервисных услуг, которые можно требовать, а есть официант в мишленовском ресторане — с другой зарплатой и другими профессиональными обязанностями. Эта «матрица» оценок для большинства бесспорных профессий не менялась десятилетиями, если не веками. А есть профессии непонятные и неоднозначные: либо редкие — вроде профессионального гида в подводном заповеднике, либо совсем новые — вроде работы специалиста по этике или свадебного фотографа.

Свадебный фотограф сегодня и свадебный фотограф 15 лет назад — это настолько разные профессии, что даже непонятно, как их сравнивать. Чем вообще сегодня занимается свадебный фотограф? Фотографирует, скажете вы. Ну нет! Это всё равно что в ответ на вопрос «Чем занимается танцор?», сказать «Шевелит некоторыми частями тела», — вроде бы и верно, но никакого отношения к реальности не имеет. Как всегда, правильный ответ скрывается в верно сформулированном вопросе. И я бы задал такой вопрос: «Что хотел бы получить от идеального свадебного фотографа каждый участник свадьбы?» — всё-таки лучше продаётся тот продукт, который в большей степени удовлетворяет ожидания покупателя.

Жених на свадьбе — существо малозначимое, его дело профинансировать событие и решить технические вопросы

Первое, что нужно понять: заказчиком, по сути, всегда выступает невеста, и только невеста. Ради нее всё и устраивается, ведь жениху чаще всего достаточно было бы и 1/10, если не 1/100 от всего того, что жизненно необходимо невесте: в плане антуража, церемонии, помпы, ахов, охов и памятных моментов. Жених на свадьбе — существо малозначимое, его дело профинансировать событие и решить технические вопросы. Если, конечно, этим в организационно-творческом порыве не занялась невеста — тут уж ей мешать точно нельзя. Хотя и бывают исключения, потребителем конечного продукта становятся невеста, ее подружки и родственницы по женской линии, а значит, свадебный фотограф оказывает услуги в том же сегменте, что и визажист, маникюрша и женский парикмахер.

Какие жанры существуют в свадебной фотографии?

Хорошая свадебная фотография — это фотография, которая лелеет романтические чувства невесты. Отсюда вытекают три жанра:

  • Постановка в духе романтической диснеевской сказки или голливудской классики «Сладкий ноябрь» (чуть более спокойный и философско-романтический вариант);
  • Комедийная мелодрама со счастливым концом;
  • Документальные свидетельства глубоких романтических чувств в прекрасном окружении (тоже сказка, но в формате документального кино).

Узнаёте основные виды голливудских фильмов, выходящих из года в год? С их повторяющимися саундтреками и единственным отличием — фамилией исполнительницы главной роли? Конечно, это они! Потому что это продукт, ориентированный на ту же целевую аудиторию и рассчитанный на те же уязвимости.

Что должен уметь свадебный фотограф?

Чтобы невеста осталась довольна, Свадебный фотограф должен увеличить романтическую ценность свадьбы. Не только создать изображения — этого мало! — но и атмосферу услуги, качественно подать сервис. Тут можно провести аналогию с рестораном: конечно, вы приходите, чтобы поесть, но не в меньшей степени вы приходите за подходящей для вас атмосферой, за нужной именно вам музыкой, к официантам, которые, с вашей точки зрения, работают корректно. Иногда вы платите за атмосферу не меньше (если не больше), чем за еду. Так же и с фотографией: если вы нанимаете дешевого свадебного фотографа, то вы ожидаете от него фотографий — ну хоть каких-нибудь, чтобы «не ужасно» — именно за «не ужасно» вы и платите. И, разумеется, за 15–20 тысяч рублей вы ничего, кроме этого самого «не ужасно», и не получите. Если же вы нанимаете дорогого фотографа, то вы ожидаете вежливости, креативности, пунктуальности, соответствия в одежде и образе (плохо пахнущий мужик в фотожилетке и с матерком никогда не сможет адекватно заработать в роли свадебного фотографа, как бы гениально он ни снимал). А уж то, что картинки будут уровнем выше среднего, — это даже не обсуждается.

Свадебный фотограф — это действительно очень непростая профессия. Хотя бы потому, что в одном человеке должны сойтись:

  • Подходящее отношение к жизни вообще и институту брака в частности;
  • Умение руководить коллективом (сам фотограф, второй фотограф, ассистент, обработчик или аутсорсинг по обработке, стилист — для сложных постановок);
  • Высокий уровень визуальной культуры и безупречное владение технологией съемки;
  • Чувство стиля;
  • Самодисциплина и трудоспособность.
  • Высокий уровень визуальной культуры и безупречное владение технологией съемки;

СВАДЕБНЫЕ ФОТОГРАФЫ РАБОТАЮТ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ. И что именно снимает автор — сказку, комедию или хронику, — зависит от его отношения к жизни. Невозможно снять хорошую мелодраматическую комедию, если не чувствуешь вкуса к жизни, если сам не склонен радоваться и искать позитив во всём, что тебя окружает. Невозможно снять романтическую сказку о свадьбе, если не видишь в свадьбе ничего романтического или тем более сказочного. А для того чтобы снять романтическую хронику, нужно уметь замечать моменты, когда проявляются глубокие эмоции, нужно уметь читать людей и уметь им сострадать. Каждому направлению — свои навыки, свои цели, свои комбинации приемов съемки.

ХОРОШИЙ СВАДЕБНЫЙ ФОТОГРАФ — ЭТО РУКОВОДИТЕЛЬ МАЛЕНЬКОГО КОЛЛЕКТИВА, ВЛАДЕЛЕЦ МАЛЕНЬКОГО БИЗНЕСА, в котором есть и аутсорсинг (чаще всего — обработка), и логистика, и маркетинговые задачи. Если этого нет, то, скорее всего, создать и продать продукт высокого уровня не удастся. Не говоря о том, что уровень съемки должен быть стабильно на «четыре с плюсом» или выше, потому как непостоянство основной услуги — смерть для любого мелкого бизнеса. Фотографии всегда должны вызывать восхищенные вздохи, иначе просто нечего продавать — это не обсуждается, это подразумевается.

Работа свадебного фотографа стоит достаточно дорого, но цена более чем оправданна

Работа свадебного фотографа — не офисная, где за вас всё уже решили, где есть нормированный рабочий день и гарантированные выходные с оплачиваемым отпуском. Здесь надо работать на износ, иногда по 16–18 часов в день, без перерывов, неспешного обеда с коллегами и периодического погружения в соцсети. Это не съемка натюрморта для журнала, когда в приятной студийной атмосфере под музыку и неспешные разговоры вы не спеша снимаете со стилистом 6–8 фотографий за день, а потом идёте пить кофе. Это не съемка моды для журнала, когда на площадке работает команда из 8–10 человек, когда всё подготовлено, всё можно сразу посмотреть на компьютере и, если что, — переснять, переделать, переодеть и перекрасить.

Свадебный фотограф работает в режиме репортажа — нет права на ошибку и пересъемку, но в то же время результат от него ожидают, как от фотографа в глянцевом журнале. И невеста, и жених почти всегда находятся в день свадьбы в сильнейшем стрессе, а фотографу нужно сделать из этого добрую, глубокую и романтическую сказку — поэтому он, помимо всего прочего, должен выступить в роли очень хорошего психолога. Да, работа высокоуровневого свадебного фотографа стоит достаточно дорого, но цена более чем оправданна.  

Что происходит со свадебной фотографией в России?

Пример работы свадебного фотографа стилистически близкой к документальному кино

Предпочтения в свадебной фотографии меняются в зависимости от страны и общественного слоя. Например, в верхнем потребительском сегменте США больше всего ценят (и в эстетическом, и в финансовом смысле) именно документальную, не постановочную фотографию. Да, конечно, делаются и формальные парадные портреты «в рамку и на камин» — это часть обязательной программы. Но им не уделяется особо много времени, и это не воспринимается как важное умение фотографа, потому что «правда чувств важнее». В России же гораздо больше востребован вариант постановочной романтической диснеевской сказки, с жёстко заретушированными лицами, мощным, глянцево выглядящим тонированием  изображения и радикальными визуальными эффектами — это сразу становится понятно, стоит только посмотреть на лучшие фотографии

Мало кто понимает, что такое хорошая свадебная фотография и за что нужно платить. Чтобы профессия свадебного фотографа стала понятной, устоявшейся и с очевидными для заказчика ценами, должно пройти время, ведь сейчас рынок свадебной фотографии в России переживает подростковый период — ему нет и двух десятков лет. Для большинства людей это выглядит так: ну пришел, ну пощелкал — что тут стоит таких денег? Пришел и пощелкал  и правда не стоит больших денег, но это работа уровня продавца хот-догов у вокзала. Смотреть на результат без слёз будет невозможно, и никакой радости эти фотографии в будущем не доставят.

А вот то, что за хорошими картинками стоит сложнейшая работа и куча скрытых от заказчика человеко-часов, большинству вовсе не очевидно. Как и то, что легкость, с которой делаются картинки во время съемки, — это легкость сродни той, которую демонстрируют фигуристы, выполняя какой-нибудь тройной аксель. Эта легкость — не результат того, что у человека хорошая камера, а того, что он долго учился создавать выразительные и сильные изображения, убил кучу сил и времени на то, чтобы научиться уверенно переводить эмоции из реальности на изобразительную плоскость. И, конечно, правильно подобрал аппаратуру — необязательно дорогую, но обязательно послушную и подходящую владельцу.

Увы, в массовом сознании выразительность съемки подменяется технологичностью

Увы, в массовом сознании выразительность съемки подменяется технологичностью. Если у тебя отличная камера — то и картинки будут отличные. Это, само собой, мало соответствует реальности. Журнальному фотографу проще — его снимки напечатали, это уже «официальное» признание, нечто недоступное, а потому статусное. И неважно, что эти фотографии сделаны не то что не топовой камерой с дорогой оптикой, а очень даже средним оборудованием — этого никто не знает. Военному фотографу тоже «просто» — лёг под танк, и всё, так никто, кроме него, не сможет, какую камеру ни купи. А с редким пейзажем — еще проще.

Во сколько обходится свадебному фотографу его работа?

Свадебному фотографу в каком-то смысле тяжелее всего: он снимает «как все гости», причем у многих камеры не хуже. Он снимает не малодоступные, редкие и удивительные, рискованные сюжеты — он просто «приходит и щелкает, как все». И именно это делает профессию свадебного фотографа такой неочевидной — заказчик просто не понимает, от чего зависит качество работы. Если бы понимал, то никогда не сказал бы, что 60–80 тысяч рублей за день хорошей свадебной съемки — это ужасно дорого. На самом деле это совсем, совсем немного — попробуйте на досуге подсчитать, сколько реально человеко-часов стоит за этим «днем» съемки и сколько получает фотограф в день. Уверяю вас, цифры окажутся вовсе не самыми привлекательными.

Профессию свадебного фотографа делает неочевидной то, что заказчик просто не понимает, от чего зависит качество работы

Для примера: минимально качественная обработка одной фотографии стоит 150 рублей, и это без какой-либо серьезной ретуши — там речь уже идет о тысячах рублей за карточку. Фотограф должен отдать, скажем, 100 фотографий — то есть только обработка обойдется в 15 тысяч. Как вариант, он сам просидит за ней пару полных рабочих дней — учитывая, что сколько-нибудь разумная обработка фотографии не может занимать меньше 5–6 минут, а самая простая портретная ретушь требует уже намного больше. Добавьте сюда время на организационные встречи, а также оплату работы ассистента и второго фотографа, плюс, возможно, аренду осветительного оборудования. А уж если речь идет о том, чтобы позвать стилиста и организовать сложную постановочную съемку — с идеей, аксессуарами, правильно созданным колоритом — и представить, сколько времени нужно, чтобы из 3 000 или 4 000 исходных кадров отобрать 100—150 лучших, то выходит, что весь процесс займет не один рабочий день. Но все эти тонкости массовому заказчику непонятны, из-за чего свадебная фотография и остается неочевидной профессией.

Источник статьи lookatme.ru